Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Севастополя «Детский сад №48»

Адрес299002, Республика Крым, Севастополь, Чехова, 5

Контакты администрации
Loading...

Логопункт

Учитель-логопед Голикова Наталья Михайловна

Учитель-логопед Порядина Виктория Владимировна

Логопед знает,
 как

  •  научить ребенка правильно произносить звуки;

Коррекция звукопроизношения - самый распространенный вид работы логопеда.
Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.
Нарушения могут быть вызваны разными причинами: возрастные нарушения (самостоятельно проходят); дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; массивная или короткая подъязычная связка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.

Работа по исправлению произношения звуков состоит из трех основных этапов:
- подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата);
- этапа появления звука (постановка звука);
- этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах).

  • развивать фонематическое восприятие;


Что такое фонематическое восприятие и для чего оно служит?

Фонематическое восприятие - это способность воспринимать и различать звуки речи - фонемы.
Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.
Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.
Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи. Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы.

  • расширить словарь и сформировать грамматический строй речи (сюда относится накопление словаря, употребление предлогов, окончаний слов, построение фраз и др.);

У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр. Словарь пятилетнего ребенка составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество.
Иная картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи. Словарный запас не превышает 1,5-2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки).

Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа.

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно.
В возрасте 4-5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят.
Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени.
Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.

  • безболезненно растянуть подъязычную связку (уздечку);

Что делать, если у ребенка укорочена уздечка?

Укороченная уздечка ограничивает движения языка, это мешает нормальному произношению звуков Л и Р.
Вам могут предложить ее "подрезать", однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребенка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты.
И все же в некоторых, довольно редких случаях, хирургическая помощь остается единственным решением.

Сроки преодоления недостатков произношения зависят от тяжести речевого дефекта, возраста и индивидуальных особенностей ребенка. 
Важное значение имеют такие факторы, как регулярность занятий и участие в коррекционной работе родителей.

Рабочая программа учителя -логопеда на 2019-2020 учебный год

Рекомендации родителям

25.07.2019

1. Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребенка. Не перегружайте его речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
2. При общении с ребенком следите за своей речью. Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
3. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит речевое развитие.
4.

Читать далее